Ловушки компьютерного образования или цифровой героин.

Ловушки компьютерного образования или цифровой героин.

В дни карантина с дистанционным обучением  поговорить об образовании будущего. Может быть до прямого подключения компьютера в мозг осталось совсем не долго? Цифровизация школы преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, но так ли это на самом деле?

Есть такой пилотный проект в столичных школах — Московская Электронная Школа — цифровые доски, дневники, планшеты, отсутствие бумажных учебников — вот это всё. Но мало кто обращает внимание, что концептуальной основой МЭШ является не научная система, а экспериментальный форсайт-проект детство 2030. 

Вот его ключевые тезисы:
— Обучение – это сфера бизнеса – продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар – отсюда упор на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль.
— Кастовость. Изначальное неравенство — одни творцы – другие «люди одной кнопки». Отсюда – индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей».
— Фундаментальное образование остаётся только для немногих, это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных – дешёвое, «компьютерное», дистанционное. 

А теперь давайте посмотрим на высокотехнологичное светлое будущее и последствия цифрового образования”. Но перед тем, как начать, хотелось бы упомянуть про интерес к старым советским учебникам. Оказалось многие приобретают их комплектами за тот или иной класс: детям или просто в личную библиотеку, как память о советской эпохе. Заказы поступают и по стране и от наших соотечественников из-за рубежа. Всё это говорит об одном — не всё ещё потеряно.

Ну а теперь начнём. 

1. Непроверенные технологии.

Электронные учебники, в отличие от учебника традиционного, не имеют никакой сертификации и утвержденных стандартов. Нет подтверждений их безопасности для здоровья детей, нет требований к их оформлению. Наушники, светящиеся экраны, сидячий образ жизни — как это вообще соотнести со здоровым образом жизни? 

Да никак. Сейчас смешно читать про санитарные нормы, согласно которым в 1­-4 классе ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут. При переходе на цифровое обучение это время, с учетом домашних заданий будет составлять 5-6 часов минимум. 

2. Утрата навыков письма Сейчас многие из нас берут ручку в руки несколько раз в месяц, да и то, чтобы поставить где-бы то ни было свою витиеватую подпись. В школе тоже письму уделяется все меньше и меньше внимания. Давно исчезла каллиграфия, потом чистописание, теперь благодаря рабочим тетрадям письмо от руки практически сведено на нет. Очевидно, что при переходе на цифровую школу, письмо от руки будет похоронено окончательно. Чем это грозит?
  Во-первых, люди начнут хуже читать. Пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. В голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. Он активизируется только при ручном письме.
  Во-вторых, люди станут хуже распознавать письменный текст. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения доплерографию сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.
  В-третьих, прощай орфография, пунктуация и грамматика, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления.
  В-четвёртых, без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение.
  В-пятых, у нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Всё это кажется мелочью, ведь в век ноутбуков принято смеяться над гусиным пером. Но оглянитесь вокруг, трезво оценив ситуацию — похоже это уже наша реальность, а не отдалённое будущее. 

3. Неспособность воспринимать большие тексты. Среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев. Исследования движения глаз показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных.
В результате самыми стандартными комментариями на объёмные материалы становятся такие — «слишком много букв — не осилил», или “очень интересно, но ничего не понял” Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. Результат — массовое отупение. 

4. Экранная зависимость. Экраны гаджетов так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина – нейротранмситтера, отвечающего за вознаграждение. Именно из-за такого эффекта зависимости доктор Питер Вайбрау [Peter Whybrow], директор факультета неврологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, называет экраны «электронным кокаином», а китайские исследователи зовут их ненамного корректней — «цифровым героином». 

5. Снижение социальных навыков. Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, погруженных в свой цифровой мир людей. Но сейчас эти шутки куда-то пропали. Почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму. Когда наши дети сидят в интернете, в соцсетях – это заместительная, суррогатная форма коммуникации. Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным, потому что компьютерный мир уже утягивает их в свои глубины. Ещё один источник эмоционального тренинга — чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков, развивают воображение. А вот в виртуальном, казалось бы, красочном мире, не нужно работать воображению – все придумано за тебя. 

6. Цифровое слабоумие В Германии списки бестселлеров возглавляет книга «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей». Ее автор – профессор Манфред Спицер (Manfred Spitzer) – медицинский директор психиатрической университетской клиники в немецком Ульме. Он преподавал в Гарварде, и считается одним из самых выдающихся мировых знатоков человеческого мозга. «По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плаванья или рентгеновский аппарат для примерки обуви», – говорил Спицер. 

7. Вай-фай и электромагнитное излучение в школах 24 февраля 2017 года в Рейквьявике прошла международная конференция на тему «Дети, время, проводимое перед экранами, и излучение от беспроводных устройств», в которой участвовали эксперты по электромагнитному излучению, онкологи, педагоги и ряд других специалистов. По итогам конференции участники, среди них доктора медицинских и технических наук, подписали открытое обращение к властям и администрациям школ во всем мире. Специалисты указывали на потенциально опасное воздействие беспроводного излучения. 

8. Проблемы с речевым развитием у детей. Гаджеты развивают дислексию. Детей, у которых при чтении заплетается язык, а буквы при письме меняются местами, стало гораздо больше по сравнению “догаджетовым” временем. Об этом говорилось на конференции “Чтение в цифровую эпоху”, которая состоялась в Государственном институте русского языка имени Пушкина. За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Но, конечно, дело не только в цифровом образовании. Двадцать лет назад двухлетний ребенок, читающий стихи Барто, ни у кого не вызывал особого умиления – таких было немало. Сейчас таких – единицы. 

В основном двухлетние дети используют в своей речи всего 5-10 слов, хотя неплохо понимают, что им говорят. Почему? Ответ очевиден: большинство мам одной рукой везут коляску, а в другой держат телефон-смартфон: чадо глазеет по сторонам, и если надо ответить на лепет малыша – мама отвечает, не отрывая глаз от экрана. Но чтобы развивалась речь у ребенка, ему недостаточно слышать ее, он должен видеть мимику и артикуляцию матери, чтобы за счет работы «зеркальных» нейронов активизировалась его собственная артикуляция. Никакие «игрушки-повторюшки» не научат ребенка говорить, если он не видит лицо разговаривающего человека. Возможности «зеркальных» нейронов еще не полностью изучены, вокруг них много мифов, но безусловно одно: именно «зеркальные» нейроны передают навыки речи, навыки мыслительных операций — сравнения, анализа, синтеза от взрослого человека ребенку. 

9. Игровая зависимость. Если внимательно прочитать форсайт-проект детство 2030, то там прописаны игровые компьютерные формы обучения, а именно: “школа как цифровое игровое пространство с дополненной реальностью”. Просто рай для детей. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. А теперь они будут полностью переведены на компьютерное обучение. Вы уже не заберете у оболтуса компьютер, это будет трактоваться как ограничение возможностей обучения ребенку. Ну а делать вид, что работаешь за компьютером — наверное, самый распространённый навык в мире. Вот совсем свежая новость: В школьную программу предложили ввести уроки по компьютерным играм. С такой инициативой выступил Институт развития интернета. Предполагается, что занятия будут проходить в средних и старших классах. Причем начать эксперимент авторы инициативы хотят уже в 2020 году. 

10. Отказ от бумажных учебников. к 2020 году планируется полностью ликвидировать бумажные учебники по 11 школьным предметам, заменив их на «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа. Здесь ещё раз напомним о возможности приобрести проверенные временем советские учебники себе в личную библиотеку или для своих детей на нашем сайте. Ну а как в целом на это всё смотрят рулящие нами капиталисты? Очень практично: ректор Высшей Школы Экономики Ярослав Кузьминов, супруг Эльвирой Набиуллиной заявил, что традиционному бумажному учебнику осталось жить не более пяти лет, ибо будущее за интернациональными «облачными библиотеками» и прочими онлайн-сервисами, да и вообще, обучением в игровой форме должны заниматься программисты интернет-приложений, топ-менеджеры транснациональных корпораций и сами ученики.

11. Чтение с экрана и с бумаги. Исследователи из Дартмутского колледжа установили, что в зависимости от типа носителя информации человек воспринимает получаемые сведения по-разному. Тип носителя, по мнению ученых, оказывает влияние на абстрактное мышление. При чтении с экрана планшета или ноутбука мы более сосредотачиваемся на деталях, а не на общей картине происходящего. То есть ребенок при пользовании планшетом сможет выполнять задания, но не сможет делать сложные выводы, и не будет видеть связей и общей картины. 

12. Электронное досье на каждого ребенка и семью Вот выдержки из форсайт-проекта детство 2030. Что планируется в будущем. введение института компетентного родительства как системы специальной подготовки родителей материальная поддержка со стороны государства будет увязана с добросовестным выполнением родителями своих обязанностей разработка «Электронного паспорта семьи» для «работы» с семьями создание «воспитательных сообществ». В одних местах пишут, что дети в них «растут», в других — получают дополнительные возможности.
Вот ещё цитата с Форсайт-проекта: «В настоящее время усиливается тенденция либерализации семейных отношений и выхода их из привычных для нас форм. Наблюдается увеличение количества детей, рожденных вне брака, сокращение зарегистрированных семейных пар и увеличение числа разводов. Все это подтверждает тезис о том, что многообразие семейных форм и форм совместной жизни стало устойчивой тенденцией. Однако, существующие законодательные нормы все еще ориентированы на традиционный подход – сохранение нуклеарной семьи, — и противоречат современным тенденциям формирования иных видов совместной жизни. В сложившихся условиях дети и родители становятся заложниками ситуации.” 

13. Зарубежный опыт цифрового образования. Недавно в New York Times была опубликована информация на тему: «Школа без технологий в Кремниевой долине». В статье сообщается о том, что в образовательном процессе школы, которую посещают дети топ-менеджеров и сотрудников таких технологических гигантов, как E-Bay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard, технологическая продукция совсем не используется, и предпочтение отдается не экранам компьютеров или интерактивным доскам, а старым доскам из дерева, мелу, бумаге и ручке. Так может быть ай-ти гении просто гораздо глубже понимают суть цифровых технологий, если оберегают от них своих детей? Журналист Нью-Йорк Таймс во время одного из своих интервью со Стивом Джобсом задал ему вопрос: любят ли его дети iPad. «Они не пользуются им. Мы ограничиваем время, которое дети дома тратят на новые технологии», — ответил тот. В семье Джобса даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Аналогичным образом поступают и другие «гуру» из мира технологий. 

14. Чего ждать учителям. Ну здесь всё просто — это как на заводе, новое дорогое оборудование покупается не для того, чтобы продукция была качественней, а для того чтобы можно было снизить себестоимость и уволить несколько человек. Так и здесь. После внедрения этих технологий будет сокращение учителей, замена их тьюторами, посредниками между учеником и обучающей программой. Учитель в формат он-лайн курсов тоже не вписывается. Вот цитата из комменария, которая дополняет картину: “В школе у дочки есть доска интерактивная. Учитель включает урок из интернета и сидит, отдыхает. Вопросы задавать бесполезно, ответ учителя, что в уроке было все и нужно слушать внимательно.
Только учитель по алгебре и геометрии дает им задания из старых учебников, ксерит их и дает ученикам. Поэтому ее ученики побеждают на олимпиадах. И дочка обожает ее уроки. Глаза болят, зрение падает, тетки молчат, кнопочку нажала и сидит молча.”

15. Чипизация. Такой пункт в форсайт-проекте есть, и если в двух словах, то он подразумевает загрузку образовательных программ непосредственно в мозг, посредством установленного туда чипа, как в матрице. Плюс к этому «Стратегия развития электронной промышленности РФ до 2025 года» прямо предусматривает что «Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами (так ласково в документе названы люди ) и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности…» 

А ЦБ еще в 2014 году получил лицензию на медицинскую деятельность… Есть над чем задуматься. Или всё это опять высосанная из пальца конспирология?
Пишите в комментариях, что думаете по этому поводу. Берегите себя и своих детей!

+1
20:13
377
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!