Пир во время чумы (с)

Сообщений в теме: 7
+1
Репутация: 72
Рейтинг: 94
Кол-во тем: 62
Сообщения: 885

Пушкин изображает в «Пире во время чумы», как и в остальных «маленьких трагедиях», человеческую душу в ее крайнем напряжении. Здесь причиной этого напряжения является неминуемая гибель от чумы, ожидающая человека, страх смерти. В пьесе показаны три пути преодоления этого страха смерти. Первый — религиозный путь — воплощен в образе священника, явившегося на «безбожный» пир, чтобы уговорить пирующих разойтись по домам и вернуться к вере в бога и смирению перед его неисповедимой волей. Второй путь избрали пирующие: они стараются забыться в вине, в любви, в веселых шутках, заглушить в себе
страх, вовсе отвлечься от мыслей о смерти. По третьему пути идет председатель пира — Вальсингам. Его чувства полностью выражены в пропетой им песне — сочиненной целиком самим Пушкиным. Он не хочет отворачиваться от опасности. Он смотрит ей прямо в глаза — и побеждает страх перед гибелью силою человеческого духа. Он создает гимн в честь чумы, потому что чума и связанное с ней сознание неотвратимости смерти дает возможность смелому человеку измерить глубину своего духа, показать свою несокрушимую человеческую силу. В этой борьбе со смертельной опасностью (в бою, на краю бездны, в разъяренном океане и т. д. ) он испытывает упоение:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть, залог….

Противопоставляя угрозе гибели свою несокрушимую смелость, отсутствие страха и смущения, человек и испытывает эти «неизъяснимы наслажденья».

Итак, хвала тебе, чума!
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!

Таков председатель пира в своем «гимне в честь чумы». В пьесе эта позиция его подвергается тяжелым испытаниям. Явившийся перед пирующими священник старается растравить его душевные раны напоминанием о матери и любимой жене, которые недавно умерли от чумы. Председатель на минуту падает духом, он говорит о «сознанье беззаконья своего», начинает каяться в своем безбожии…. Однако, когда священник, ободренный успехом, готов уже увести его с «безбожного пира», Вальсингам находит силы сбросить с себя петлю, влекущую его в лоно религиозного, церковного мировоззрения. Священник
уходит; «председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость».
Репутация: 242
Рейтинг: 1624
Кол-во тем: 252
Сообщения: 10976
Декамерон
«Большинство новелл этой книги посвящено теме любви, начиная от её эротического и заканчивая трагическим аспектами.

Обрамляющие события книги происходят в XIV веке, во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из 3 благородных юношей и 7 дам, встретившаяся в церкви Санта Мария Новелла, уезжают из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу в 2 милях от города, чтобы там спастись от болезни. (Традиционно считается, что это Вилла Пальмьери во Фьезоле).

За городом они проводят своё время, рассказывая друг другу различные занимательные истории. Многие из них — не оригинальные сочинения Боккаччо, а переработанные им фольклорные, легендарные и классические мотивы — к примеру, из «Метаморфоз» Апулея, анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, французские фаблио и восточные сказки, устные рассказы современных ему флорентийцев. Боккаччо также черпал из итальянского сборника XIII века «Cento novelle antiche». Индийский сборник сказок «Панчатантра» повлиял на структуру и ряд новелл, а «Historia gentis Langobardorum» Павла Диакона — на способ описания чумы.

Каждый день начинается заставкой к десяти новеллам, повествующей о том, как проводит время эта небольшая группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных правилам благородства и воспитанности. В обрамлении новелл «Декамерона» можно видеть утопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказывается возвышающим и цементирующим началом этого идеального сообщества.

Таким образом, новеллы «Декамерона» рассказываются в обстановке своего рода «пира во время чумы». Академик А. Н. Веселовский замечает по этому поводу: «Боккаччо схватил живую, психологически верную черту — страсть к жизни у порога смерти»
Репутация: 72
Рейтинг: 94
Кол-во тем: 62
Сообщения: 885
«Боккаччо схватил живую, психологически верную черту — страсть к жизни у порога смерти».»


Навеяло… Есть обратная сторона у этого утверждения Бокаччо.

Мы множим человеческое горе,
Когда мы глушим вдруг его весельем!..
Дни траура отметив, пиром и похмельем.
Чтобы предать его забвению вскоре.

Мы множим человеческое горе,
Когда на первом месте — эгоизм.
Минута же молчания — героизм!
Смотрите люди, зрите в корень.

Мы множим человеческое горе.
Репутация: 242
Рейтинг: 1624
Кол-во тем: 252
Сообщения: 10976
«Три́зна — часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного.»
хака, Новая Зеландимя


бывает и вот так

есть Новый Орлеан
они горюют меньше о своих потерях?
живые живут дальше, помня о мертвых
Репутация: 72
Рейтинг: 94
Кол-во тем: 62
Сообщения: 885
«Живым — живое, мертвым — мертвое» — эту фразу объяснил мне отец Дионисий из Преображенского монастыря и касается она цветов. Живым надо дарить живые цветы, на кладбище надо приносить пластиковые цветы, ну это так, к слову. Мы всё-таки, не в Новом Орлеане.
Репутация: 242
Рейтинг: 1624
Кол-во тем: 252
Сообщения: 10976
мы тут, и нам выбирать, тризна или пир
ритуальные действия или осознание потери…
потеря может быть личной или по Донну
и осознание этого может различаться
Репутация: 72
Рейтинг: 94
Кол-во тем: 62
Сообщения: 885
Толково… Если потеря не личная, то выбор вроде как появляется: скорбеть или нет… Я думаю, что скорбь может очистить и умудрить душу, освободить ее от эгоизма, от всего, что мешает любви. Но если мы не примем ее по-христиански, она может, напротив, ожесточить сердце, выжечь в нем все ростки добродетели, включить больной эгоизм на полную атакующую мощность. В том-то и испытание для нас, в том-то и выбор наш состоит, если уж обосновалась скорбь в нашей жизни.
Репутация: 242
Рейтинг: 1624
Кол-во тем: 252
Сообщения: 10976
не все христиане
у меня был недавно разговор на эту тему и мы с собеседницей пришлия к выводу, что что-нибудь одно…
упоминая какую-нибудь конфессию, следует принимать и букву ее устава, ритуала
а не " тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали"©
основная работа внутри и проявления ее в другом
перефразирую известное библейское выражение
туга уничижительная паче гордости
Модераторы темы • БондаОсь ЗлаМарина*МарианнаАгаша
Для того, чтобы отвечать в темах на форуме необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.